Замена ведущего ролика цепи бензопилы
Содержание
-
1 Замена ведущего ролика цепи бензопилы
- 1.1 Как снять ведущую звездочку с бензопилы Хускварна, Партнер, Штиль, Чемпион
- 1.2 Особенности эксплуатации бензопилы
- 1.3 Принцип конструкции барабана сцепления у агрегата
- 1.4 Почему необходимо заменять ведущую звездочку
- 1.5 Как провести замену барабана сцепления
- 1.6 Видео «Снятие сцепления с бензопилы»
- 1.7 Последовательность проводимых работ
- 1.8 Видео «Замена звездочки бензопилы»
- 1.9 Как снять звездочку с бензопилы
- 1.10 Немного о правилах эксплуатации узла
- 1.11 Конструктивные особенности ведущих звездочек
- 1.12 Как снять ведущую звездочку с бензопилы
- 1.13 Замена изношенных деталей
- 1.14 Как продлить ресурс ведущей звездочки?
- 1.15 Реставрация или замена?
- 1.16 Альтернативные решения
- 1.17 Как заменить своими руками
- 1.18 Ведущая звёздочка бензопилы. Правильный подбор и замена
- 1.19 Немного о правилах эксплуатации узла
- 1.20 Конструктивные особенности ведущих звёздочек
- 1.21 Как снять ведущую звёздочку с бензопилы?
- 1.22 Правила замены и натяжки цепи на бензопиле
- 1.23 Как определить степень натяжения
- 1.24 Основные неполадки цепи бензопилы
- 1.25 Алгоритм натяжения
- 1.26 Замена пильного элемента бензопилы
- 1.27 Можно ли укоротить цепь самостоятельно
Как снять ведущую звездочку с бензопилы Хускварна, Партнер, Штиль, Чемпион
При регулярной эксплуатации многих инструментов необходимо периодически заменять их расходные части. В связи с этим необходимо знать, как снять звездочку с бензопилы правильно, чтобы не испортить инструмент.
Данную деталь еще также называют центробежный механизм или диск сцепления. Для лучшего понимания всего процесса необходимо разобраться, что представляет собой звездочка и как она используется.
Особенности эксплуатации бензопилы
Бензиновая пила имеет конструкцию в виде классического механизма, который приводится в действие двигателем с внутренним сгоранием. Устройство конструкции инструмента предусматривает использование самого простого одноцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя, работающего на бензиновой основе. Ввиду простоты подобных двигателей и конструкционных особенностей бензиновой пилы, данный агрегат представляет собой безотказное и надежное приспособление, которое выдерживает тяжелые эксплуатационные условия.
При работе с бензопилой оператору не требуются специальные знания или умения. Единственное условие для длительной и бесперебойной эксплуатации оборудования — это регулярный технический осмотр и обслуживание инструмента. При использовании устройства необходимо на регулярной основе заменять изношенные узлы. Чтобы уменьшить износ приспособления необходимо тщательно следить за тем, чтобы хорошо была смазана пильная цепь, контролировать степень износа самой цепи и ведущей звездочки.
Перед проведением ремонта бензиновой пилы, следует детально разобраться в ее конструкции. Для замены какого-либо основного конструкционного элемента, например, ведущей звездочки необходимо ознакомиться с механизмом взаимодействия сцеплений на агрегате.
Принцип конструкции барабана сцепления у агрегата
Бензопила — это агрегат, который оснащен ведущей звездочкой, и является единым комплексом, имеющий корзину сцепления. На подобные агрегаты устанавливают сцепления с центробежным типом, которые срабатывают автоматически, исходя из того какое количество оборотов имеет двигатель.
Барабаны, которые являются основой подобных сцеплений на механизме агрегата, считаются неотъемлемыми частям систем цепного привода. Такие детали по форме схожи со звездой, в результате чего они получили такое название. Исходя из того какая бензопила рассматривается, эти детали подразделяют на профессиональные и бытовые. Поскольку профессиональные бензопилы применяются чаще бытовых, то и замена ведущей звездочки в инструменте должна происходить более часто. Рассматривая бытовые инструменты, стоит отметить, что на частоту замены деталей влияют объемы выполняемых работ и нагрузок, которые воздействуют на цепь агрегата.
Но в любой ситуации основная причина замены звездочки — это изношенные зубцы, на которые воздействует цепь. При наличии в приспособлении монолитного барабана, цепь прорезает его фактически насквозь, и поэтому он нуждается полной замене. Если же в агрегаты устанавливаются барабаны, у которых сменные венцы, то достаточно только выполнить замену самого венца.
Как правило, если необходимо снять звездочку с бензопилы, многие владельцы инструмента пользуются услугами специализированных сервисных центров, но для экономии семейного бюджета, такая замена может быть выполнена самостоятельно. Реализация данной задачи не является сложной, но для ее выполнения необходимо наличие нужных деталей и инструментов. Замена звездочки для каждой модели бензопилы осуществляется аналогичным образом.
Почему необходимо заменять ведущую звездочку
Среди наиболее распространенных причин, в результате которых инструмент может нуждаться в ремонте, является замена ведущей звездочки. Данная деталь становится непригодной из-за:
- заклинивания цепи при возникновении какого-либо дефекта в процессе эксплуатации оборудования;
- высокого износа звездочки при длительном использовании бензопилы.
Регулярное использование инструмента способствует повышенному износу детали из-за воздействия повышенной нагрузки при распиливании деревянных материалов. Известно несколько способов использования инструмента:
- Посредством использования одной цепной пилы.
- Посредством попеременного использования нескольких цепных пил.
При первом способе использования инструмента, эксплуатация пилы происходит до момента ее полного износа. У такого способа имеются определенные недостатки, среди которых можно отметить проблему при проведении манипуляций, контролирующих износ в результате интенсивных эксплуатационных действий.
При работе с двумя и большим количеством цепей можно получить равномерный износ каждой цепи и звездочки, что значительно продлит функционирование агрегата и снизит потребность в частой замене барабана. Кроме того, важно помнить о состоянии подшипника, установленного в барабане. Работа данного конструкционного элемента происходит при любом обороте двигателя. В случае замены звездочки также важно позаботиться о замене подшипника и муфты.
Несвоевременное проведение ремонта способствует возникновению повышенной вибрации, что влияет на увеличение показателей износа деталей, которые установлены в двигателе устройства на полуоси коленвала. Значение предельной глубины при износе зубьев звездочек не должны быть более 0,5 мм. Срок эксплуатации у звездочек в два раза превышает срок службы цепей. В связи с этим рекомендуется использовать две цепи.
Когда ресурс каждой цепи будет выработан, то необходимо одновременно заменить цепи и ведущую звездочку.
Как провести замену барабана сцепления
Для выполнения замены барабана сцепления необходимо использование исключительно определенного типа конструктивного элемента данного оборудования. Наряду с этим должна осуществляться одновременная замена подшипника конструкционного элемента.
Чтобы провести ремонтные работы необходимо воспользоваться специальным ремонтным комплектом, в котором предусмотрена ведущая звездочка и подшипник. Приобрев ремонтный комплект, необходимо выполнить подготовку требуемых материалов и инструментов. Среди основных инструментов, которые понадобятся для проведения ремонта обязательно наличие:
- универсального ключа (предусмотрен в комплектации к бензопиле);
- поршневого стопора, может быть как пластиковым, так и металлическим;
- спецсъемника к центробежному механизму или барабана сцепления.
Проведение подобной работы предусматривает определенные этапы. При выполнении каждого из них необходимо учитывать конструктивные особенности конкретной бензиновой пилы. Но при этом принцип и метод данного процесса является одинаковым для всех моделей агрегатов.
Видео «Снятие сцепления с бензопилы»
Последовательность проводимых работ
В процессе проведения ремонтных работ необходимо придерживаться следующих действий:
- В первую очередь выполняется снятие гарнитуры пилы, для откручивания гаек на крышке шины применяется универсальный ключ. Крышку снимают, после чего вынимают шину и цепь.
- Происходит снятие воздушного фильтра.
- Посредством универсального ключа выкручивают свечу устройства. На ее место временно устанавливается поршневой стопор, благодаря которому можно выполнить поршневую фиксацию поршня в цилиндре.
- Осуществляется установка съемника в разъем на универсальном ключе. После чего полученное устройство позволяет свободно выкрутить муфту сцепления. Выполнение всех действий проводится по часовой стрелке.
- Удаляем муфту сцепления, это позволит освободить доступ для работы с внутренними деталями. Далее снимается звездочка (барабан сцепления).
- Исходя из того какой вид барабана установлен в агрегате, осматриваем его и проверяем венец. Выполняем замену звездочки или венца на новую деталь. При их замене в обязательно порядке следует выполнить проверку состояния сцепления в сепараторе. Особенно тщательно нужно проверить пружины в центробежном механизме и кулачки. Если обнаружен их сильный износ, то эти детали также необходимо заменить.
- В случае удовлетворительного состояния этих элементов, проводится сборка всех деталей бензопилы в обратном порядке. Изначально необходимо провести выкручивание поршневого стопора, вытянуть стартерный шнур, и снова вкрутить стопор. Благодаря таким сложным действиям можно выполнить зажатие центробежного механизма на коленвале.
- Используя универсальный штатный ключ, необходимо сделать зажатие сцепления против часовой стрелки.
- Завершив эти действия можно продолжить вкручивание остальных деталей на свое прежнее место.
Чтобы правильно и без дефектов заменить звездочку на бензопиле, необходимо всю работу выполнять качественным и аккуратным образом. Если у вас отсутствуют специальные приспособления для ремонтных работ, то процесс замены барабана может претерпеть неудачу, поскольку есть вероятность поломки не только звезды или центробежного механизма, но и пильной цепи.
Представленная выше информация, дает четкое представление о том, как снять звездочку с пилы. Благодаря этому не должно возникнуть никаких трудностей и задачу можно успешно выполнить абсолютно самостоятельно. Провев хотя бы раз такую операцию, вы без каких-либо проблем сможете ее осуществить повторно, когда появиться в этом необходимость. Для более четкого понимания данной процедуры, рекомендуем просмотреть видео по разбору бензопилы и снятию звездочки.
Видео «Замена звездочки бензопилы»
Как снять звездочку с бензопилы
Детали привода бензопилы – ключевые и высоконагруженные. От них зависит производительность и работоспособность всего агрегата. В ходе работы они изнашиваются — цепь удлиняется, а шина и зубья приводной звездочки снашиваются. Правильный выбор деталей на замену и точная наладка позволят продлить срок службы инструмента и избежать повышенного износа и поломок.
Немного о правилах эксплуатации узла
Все бензопилы, невзирая на изготовителя, подразделяют на:
- Бытовые. Малая мощность. Предназначены для небольших объемов работ по домашнему ремонту. Продолжительность непрерывной работы: полчаса — час. Рекомендуемое использование — до 50 часов в месяц.
- Полупрофессиональные. Средняя или высокая мощность Способны проработать без перерыва несколько часов. Подходят для небольшого строительства или ремонта. Месячное использование-до 100 часов.
- Профессиональные. Высокая мощность, дополнительная функциональность. Могут использоваться непрерывно на протяжении всей рабочей смены. Предназначены для лесоповала, среднего и крупного строительства, заготовительных цехов предприятий.
Все они имеют сходную конструкцию основных узлов и высокое качество сборки. Основное различие заключается в устройстве рабочей цепи и в материалах, применяемых для изготовления деталей и узлов.
Пригодность бензопилы к использованию зависит от стиля использования полотна и звездочки. Их обычно два:
- Цепь используется, пока зубы полностью не износятся. Вместе с нею меняют и шестерню.
- Используется несколько цепей с разным шагом, которым соответствуют свои шестерни, соответствующие им по числу зубов и шагу.
В первом случае пилят все подряд, включая гвозди и скобы. Это вызывает повышенный износ и цепи, и шестерни. Приходится часто править и затачивать цепь, тратя на это много времени.
Цепь и звездочку следует менять только вместе. Во время работы ролики полотна прирабатывается к шестерне, несколько растягиваясь по мере износа зубьев. Если старую цепь поставить в пару с новой звездочкой (или наоборот) такого соответствия не будет.
При старте будут возникать удары зубьев о звенья, что приведет к повышенной вибрации и износу всего бензопилы.
Влияет также состояние пары шестерня-полотно и на работу сцепления и подшипника привода. В режиме «Работа» вращается коленчатый вал. В режиме холостого хода, при разъединенном сцеплении, начинает вращаться подшипник. При его недостаточной смазке он подвергается повышенному износу, что вызывает еще большее биение зубьев.
Периодической замене подлежат и полотно, и звездочка. Лучше это делать одновременно
Конструктивные особенности ведущих звездочек
Шаг зубов приводной шестерни — один из основных параметров узла. Он должен совпадать с шагом звеньев цепи и, что не менее важно, с шагом зубов ведомой звездочки, расположенной в конце шины бензопилы.
Ведущие шестерни по особенности конструкции разделяются на:
- Цельные. В состав детали входит ступица, в которую запрессован венец. Снять деталь для замены можно только целиком. В промышленных условиях завода — изготовителя можно обеспечить проектные значения натяга. Для этого используется специальное оборудование. В домашней мастерской такую операцию не провести. Сложности также возникают при попытке купить венец отдельно — производитель не считает его самостоятельной деталью и не поставляет в магазины и сервисные центры.
- Сборные. Венец выполнен в виде отдельной детали, его можно снять с помощью специального съемника или особых ухищрений с универсальным инструментом.
Специалисты выделяют следующие признаки износа зубов приводной шестерни:
- у основания зубца заметны полукруглые впадины;
- толщина зубца меняется с высотой;
- сколотые зоны на вершине;
- внутри отверстия ступицы появились царапины;
- цепь протерла канавку на звездочке;
- при запуске бензопилу подклинивает.
Звездочка бензопилы с такими признаками недолжная эксплуатироваться, ее нужно снять и заменить.
Согласно рекомендациям производителя, до начала работы следует осмотреть инструмент. При этом обязательно проверяется состояние пильной шины, надежно ли она закреплена. Если ослаб винт, регулирующий положение ролика цепи и ее натяжение, или же ослабли гайки, крепящие шину к корпусу — она отклоняется от плоскости цепи. При этом ролики полотна опираются не на середину, а на края зубцов, повышая нагрузку на них и на бензопилу в целом. Повышенный износ приводит к преждевременному выходу из строя.
Звездочки со сменным и стационарным венцом
После подтяжки креплений и регулировок делают пробный пуск. Если свободный ход остается- то звездочку придется снять и заменить.
Как снять ведущую звездочку с бензопилы
в зависимости от особенностей конструкции шестерни различается и последовательность операций, необходимых для того, чтобы снять ее.
Как снять цельную звездочку с бензопилы
Чтобы снять цельную шестерню с запрессованным венцом, следует:
- Снять кожух и воздушный фильтр.
- Снять шину и полотно.
- Зафиксировать поршень двигателя.
- Разъединить сцепление.
- Снять сцепление и барабан.
- Извлечь венец, поддев его рожковым ключом или применив приспособление из комплекта поставки.
Собирают бензопилу в обратном порядке.
Как снять цельную звездочку с бензопилы
Как снять сборную звездочку с бензопилы
Снятие разборной шестерни происходит в той же последовательности, за исключением последней операции. В ее ходе извлекается не вся шестерня, а только ее венец.
После сборки пилы следует проверить регулировки и общую работоспособность. При этом проверяют натяжение полотна.
Для этого отпускают тормоз и оттягивают полотно в направлении рабочего движения. Если люфта нет, значит, цепь перетянута и ее следует ослабить. Если же удается оттянуть так, что виден просвет между звеньями и шиной — натяжение недостаточное и его
Надежнее всего при замене шестерни покупать ремкомплект, предназначенный для вашей модели инструмента. Если такой комплект недоступен, то придется подбирать подходящую замену по таблицам соответствий в магазине или по шагу зубов и ширине. Важно также найти деталь с теми же посадочными параметрами — диаметром отверстия.
Замена изношенных деталей
Если шестеренка имеет сменный венец, следует тщательно проверить состояние основания. При обнаружении забоин, сколов, глубоких царапин, изменения геометрии или коррозии следует заменить не только венец, но и всю деталь. Совместная работа в одном узле изношенных и новых деталей приведет к сокращению срока службы всего узла. Существенно возрастает риск заклинивания или обрыва цепи.
Кроме того, повысится вибрационная нагрузка на сцепление, трансмиссию и двигатель устройства. Те же факторы возникают при продолжительной эксплуатации одной цепи.
Народные «умельцы» иногда реанимируют растянутое полотно цепь, попросту выбрасывая одно или для звена и заново запрессовывая оси. В этом случае бензопиле требуется замена звездочки.
Не следует также менять диаметр шестеренок (и, соответственно, число зубов). При работе увеличенной или уменьшенной звездочкой в трансмиссии и двигателе возникают усилия, на которые конструкторы устройства не рассчитывали. Это сократит эксплуатационный ресурс инструмента и не повысит его производительность.
Несмотря на наличие в конструкции бензопилы систем безопасности, мгновенно останавливающих движение полотна при его обрыве или разрушении шины и защищающих от разлета оторванных звеньев, до таких ситуаций лучше не доводить. Необходимость замены шестеренки лишь усиливается требованиями безопасности.
Как продлить ресурс ведущей звездочки?
Опытные пильщики рекомендуют работать несколькими одинаковыми полотнами, меняя их по мере того, как звенья будут тупиться. Такая методика поможет существенно снизить износ ведущей шестеренки, но, безусловно, не сможет предотвратить его полностью. Рано или поздно ее придется снять и заменить.
Реставрация или замена?
Детали привода делаются из особо прочных высоколегированных сплавов в условиях промышленного производства. Кроме того, их подвергают специальным видам обработки для улучшения их прочностных качеств, износостойкости и коррозионной стойкости. В их число могут входить:
- Закалка.
- Отпуск.
- Дробеструйное уплотнение поверхности.
- Нанесение защитных покрытий.
Повторить такой технологический процесс в условиях домашней мастерской невозможно. Не сработает также попытка реставрации наплавкой с последующей фрезеровкой под размер. Такая восстановленная шестерня проработает в несколько раз меньше, чем заводская. Стоимость ремкомплект несопоставимо мала по сравнению с потерянными впустую усилиями и временем.
Бензопила в разобранном виде
Замена детали в сервисных мастерских стоит недешево, поэтому наиболее разумным и экономичным остается самостоятельная замена на подходящую шестерню промышленного производства.
Альтернативные решения
Конструкции привода у большинства бензопил, представленных в бытовом и полупрофессиональном сегменте рынка, принципиально схожи. Совпадает и последовательность операций, необходимых, чтобы снять и заменить ведущую шестерню.
Как уже упоминалось, лучшим вариантом будет приобретение штатного для данной модели ремкомплекта.
Преимуществом будет наличие в комплекте и подшипника. Следует также проверить наличие съемника барабана, предназначенного для данной пилы, а также фиксатора для закрепления поршня в определенной позиции.
Если все-таки возникает гениальная идея «улучшения» или модернизации этого узла бензопилы, то лучше посоветоваться со специалистами и просто с опытными людьми.
Как заменить своими руками
Опытные мастера рекомендуют следующую последовательность операций при замене звездочки:
- Снять корпус и воздушный фильтр (при необходимости).
- Вывинтить свечу и вставить вместо нее фиксатор, чтобы застопорить поршень.
- Снять сцепление бензопилы.
- Извлечь шестерню съемником или рожковым ключом.
Съемный венец следует отвинчивать по часовой стрелке. Если при разборке выяснится, что детали центробежного механизма изношены или сломаны, следует также снять и его и заменить. Если детали и узлы визуально не повреждены, то сборка механизма проводится в обратном порядке.
Как снять звездочку с бензопилы своими руками
Чтобы правильно и точно зафиксировать механизм сцепления на ведущем валу, следует извлечь фиксатор поршня, плавно потянуть за пусковой шнур и отпустить его.
Ведущая звёздочка бензопилы. Правильный подбор и замена
Цепная передача бензопилы любой конструкции определяет работоспособность инструмента. Тем более, что в процессе эксплуатации цепь растягивается, а зубья ведущей звёздочки изнашиваются. Неграмотный подбор звёздочки резко снизит долговечность зубьев бензопилы, а её неверная наладка приведёт к преждевременному износу.
Немного о правилах эксплуатации узла
Независимо от бренда производителя (Штиль, Хускварна, Партнер, Патриот, Макита ) бензопилы подразделяют на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные. Разница, однако, заключается не в качестве сборки или изготовлении компонентов, а в классе выполняемых задач, производительности и длительной мощности привода. Это предопределяет выбор материала ведущей звёздочки для бензопилы, её исполнение и конструкцию пильной цепи.
Работоспособность инструмента будет определяться способом эксплуатации пары «цепь-звёздочка». В большинстве случаев пользователи пользуются одним из двух вариантов:
- Цепь эксплуатируется вплоть до полного износа зубьев, а тогда уже одновременно заменяется как пильное полотно, так и звёздочка;
- Периодическая замена цепей, имеющий разный шаг, и для каждой потребуется своя ведущая звёздочка.
Выбор варианта часто определяется отношением хозяина к своему инструменту. Если всё равно, что пилить (дерево или застрявшие в нём стальные скобы, шурупы и пр.), тогда можно остановиться на первом варианте. Цепь, правда, придётся периодически править, снижая тем самым производительность работы на бензопиле.
Категорически не рекомендуется оставлять старую цепь при новой звёздочке и наоборот. При изношенности пильного полотна вероятность того, что шаг зубьев не совпадёт – практически стопроцентный. Поэтому в начальный момент пуска оба компонента цепной передачи будут подвергаться значительным динамическим нагрузкам. В результате либо цепь преждевременно растянется, «подстраиваясь» под звёздочку, либо при ударе лопнет один из зубьев на ведущей звёздочке.
Кроме этого, стоит акцентировать внимание и на работе подшипникового узла вала ведущей звёздочки. При работе пилы в режиме рабочих оборотов вращается только коленчатый вал. Но все бензопилы периодически функционируют и на холостых оборотах, когда подшипник вращается. При недостатке смазке происходит износ посадочного места, и – как следствие – дополнительное биение зубьев ещё вполне работоспособной цепной передачи.
Из этого следует, что при замене цепи и ведущей звёздочки для бензопилы неплохо одновременно заменить и подшипник.
Конструктивные особенности ведущих звёздочек
Любой производитель в инструкции по эксплуатации указывает шаг зубьев. Учитывая то, что на пильной шине установлена ещё и ведомая звёздочка (предназначенная для создания необходимого натяжения), шаг там и там должен быть одинаковым.
Ведущие звёздочки бензопил могут быть цельными и сборными. В первом случае звёздочка включает в себя ступицу, на которую напрессован зубчатый венец. Именно таким образом устроены детали в бензопилах Чемпион. Снимать при замене следует изделие полностью, поскольку в домашних условиях соблюсти значение натяга, заданного на предприятии-производителе практически невозможно. Да и приобрести венец отдельно – тоже проблема.
В бензопилах от Штиль или Хускварна сменный венец находится непосредственно на валу барабана, а потому его замена никаких сложностей не представляет.
Износ зубьев устанавливается по следующим признакам:
- В местах перехода от зуба к впадине имеются хорошо заметные радиусы.
- Ширина зуба неравномерная по высоте.
- На вершине зуба наблюдаются сколы металла.
- На внутренней поверхности отверстия в ступице имеются многочисленные задиры и риски (следствие плохой смазки).
- На звёздочке заметна канавка от пильной шины (менять необходимо и цепь).
- Цепь в начальный момент пуска заклинивает.
При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных факторов ведущая звёздочка подлежит замене.
Перед началом работ (особенно, если бензопила проработала сравнительно немного) стоит проверить крепление пильной шины. Отошёл винт-натяжитель или отвинтились гайки крепления – направитель уже несоосен продольной линии пильного полотна. Он начинает контактировать не с центром, а с периферией зубьев ведущей звёздочки, провоцируя их интенсивный износ. После затяжки указанных элементов проверяют работу бензопилы: если люфт не устраняется, то звёздочку придётся менять.
Как снять ведущую звёздочку с бензопилы?
Как уже было отмечено, звёздочка может иметь раздельный и напрессованный венец. Поэтому последовательность действий будет разной.
Для стационарного расположенного венца последовательно производят:
- Демонтаж кожуха;
- Снятие пильной шины вместе с цепью;
- Разъединение муфты сцепления с двигателем (предварительно следует застопорить поршень);
- Извлечение муфты сцепления вместе с барабаном;
- Съём венца с барабана при помощи обычного рожкового ключа (некоторые производители к комплект ЗиП прилагают ещё и съёмник).
Сборку узла производят в обратной последовательности. Для некоторых моделей перед демонтажом венца придётся снять ещё и воздушный фильтр.
При разборке ведущей звёздочки для бензопилы, которая имеет сменный венец, порядок работ будет практически таким же, но на конечном этапе необходимо заменить только венец.
После окончания работ необходимо проверить эффективность замены. Для этого проверяют натяжение цепи: если при отпущенном тормозе и попытке оттянуть цепь по направлению её перемещения она неподвижна, то крепление «перетянуто», и натяжитель следует слегка отпустить.
Успех работ определяется наличием специального ремонтного комплекта, приобретённого под конкретную марку бензопилы. В противном случае следует точно знать типоразмер пилы и шаг зубьев.
Правила замены и натяжки цепи на бензопиле
Натяжение цепи на бензопиле влияет не только на нормальную эксплуатацию агрегата, но и на безопасность оператора, работающего с ним. Бензопила является очень травмоопасным инструментом, и ослабшая пильная цепь может привести к печальным последствиям. В свою очередь, чрезмерно натянутая цепь повышает нагрузку на инструмент. Поэтому перед каждым запуском аппарата необходимо убедиться, что этот важный элемент имеет правильное натяжение.
Как определить степень натяжения
Быстрая проверка натяжения цепи проводится очень просто: необходимо взяться за зубец и потянуть его вверх. Если цепь натянута правильно, то хвост будет погружен в паз шины на 1/3 своей высоты. Превышение данного показателя говорит о чрезмерном натяжении, а уменьшение показателя – о слабом.
В норме пила должна свободно перемещаться вдоль шины, без приложения особых усилий. Если движение элемента затруднено — это признак чрезмерного его натяжения.
При сильном натяжении режущего элемента бензопилы шина начинает нагреваться и стачиваться, повышается нагрузка на двигатель, и он быстро изнашивается. Включать агрегат с ослабленной цепью запрещается, поскольку при распиловке ее может зажать и оборвать, что несет опасность для пользователя агрегата. Цепь может слететь с шины и травмировать конечности, при этом она часто повреждается сама и повреждает шину. Также работа с ослабленным цепным элементом приводит к одностороннему износу шины, после чего аппарат перестает делать ровные резы, и пилу уводит в сторону.
Основные неполадки цепи бензопилы
Пользователи бензопил нередко сталкиваются с проблемой натяжения пильной цепи. Она либо самопроизвольно ослабевает, либо растягивается и слетает. Как правило, данные неприятности вызываются поломками агрегата. Поэтому прежде чем приступить к процедуре натяжки цепных звеньев, следует проверить и устранить возможные причины, которые могут привести к нарушению регулировки.
Причинами того, что цепь на бензопиле растягивается, могут быть большие нагрузки или недостаточное поступление смазки на шину. Из-за этого пила перегревается, металл расширяется, увеличиваются размеры пильного элемента, и он слетает с шины. Поступление масла может нарушиться при поломке насоса, засорении каналов, обрыве масляного шланга.
Если вы поменяли цепь на бензопиле на новую, то будьте готовы к тому, что в период обкатки она будет немного растягиваться. Необходимо лишь вовремя проверять натяжение, чтобы элемент не слетел с шины.
Цепь, изготовленная из некачественной стали, также быстро подвергается растяжению.
При износе ведомой или ведущей звездочки снижается эффективность сцепления со звеньями цепи, вследствие чего пильный элемент слетает. В таком случае придется открутить привод цепи и поменять звездочку. Также пильное полотно агрегата может слетать по причине его растяжения или деформации шины.
Если на вашей бензопиле ослабевает цепь, то вызывать данную неисправность может вышедший из строя механизм натяжения.
Алгоритм натяжения
Прежде чем натянуть цепь на бензопиле, вы должны заглушить двигатель агрегата, или отключить его от сети, если это электрическая пила. Не следует проводить регулировку или замену пильного элемента, если он находится в нагретом состоянии. Если это сделать, то металл после остывания сожмется и натяжение будет слишком большим, что может привести к повышенной нагрузке на двигатель и деформации шины.
Натяжитель цепи расположен с правой стороны агрегата, под крышкой, в месте, где установлен тормоз с муфтой, и находится крепление шины. На бензопилах Husqwarna, Stihl, Poulan и Partner внешний натяжитель выглядит как обыкновенный болт.
Итак, чтобы произвести настройку цепного элемента аппарата, нужно выполнить следующие действия.
- Слегка отпустите гайки, находящиеся на правой крышке, чтобы шина не имела перекос.
- Вставив отвертку в регулировочный болт натяжителя, начинайте вращать ее вправо (по часовой стрелке). От этих действий шина начнет движение, и произойдет натяжение цепи. Если вращать болт влево (против часовой стрелки), то произойдет расслабление цепных звеньев.
- Далее, следует подтянуть цепь до состояния, чтобы она не провисала и не болталась.
- Проверьте степень натяжения элемента: возьмитесь за режущее звено примерно по центру шины и потяните его с небольшим усилием вниз. Цепь должна быть натянута, иметь упругость, а хвостовик режущего звена должен входить в паз шины примерно на 1/3 своей высоты.
На электрической пиле Makita регулятор натяжки выполнен таким образом, что его можно проворачивать без применения какого-либо инструмента. Вращая его по часовой стрелке, вы будете натягивать цепь, если вращать регулятор в противоположном направлении, натяжение цепного элемента будет ослабевать.
Замена пильного элемента бензопилы
Если требуется замена цепи на бензопиле, то выполните следующие действия.
- Снимите крышку, закрывающую звездочку. Для этого чаще всего необходимо открутить крепежные гайки.
- Открутив крепеж, снимите крышку, закрывающую муфту со звездочкой.
- Взявшись рукой за шину, подайте ее в сторону звездочки, чтобы цепь ослабла.
- Снимите цепной элемент с ведущей звездочки.
- Теперь необходимо установить цепь на бензопилу. Возьмите новый пильный элемент и оденьте его сначала на ведущую звездочку.
- Затем нужно одеть цепь на шину, уложив элемент в ее паз по всему периметру. Важно, чтобы звенья правильно оделись на ведомую звездочку, находящуюся на вершине шины. При установке обратите внимание на направление режущих звеньев. Они должны быть направлены в противоположную от агрегата сторону, на верхней части шины.
- Подайте шину в противоположном относительно двигателя направлении, чтобы немного подтянуть цепь.
- После укладки пильного элемента, прежде чем ставить крышку на место, необходимо совместить винт, посредством которого проводится регулировка натяжения, с регулятором, находящимся за шиной. Только после этого можно надеть крышку и слегка прикрутить гайки. Далее, вставьте отвертку в регулировочный винт и произведите окончательное натяжение. Как производится правильная натяжка цепи, было рассказано выше.
- Немного приподнимите шину и затяните гайки, таким образом зафиксировав ее. Важно не переусердствовать и не сорвать резьбу.
Можно ли укоротить цепь самостоятельно
В случае, когда цепь бензопилы растянулась настолько, что уже не натягивается, возникает необходимость уменьшить ее длину.
Также это приходится делать, если имеющаяся шина короче цепи, и подобрать подходящий пильный элемент нет возможности.
Можно и наращивать пильный элемент, добавляя новые звенья, которые можно приобрести отдельно или снять с аналогичного. В магазинах можно увидеть цепь для бензопилы, намотанную на бухты, которая продается на метраж. В общем, ремонт цепей для бензопил можно производить и в домашних условиях, поскольку найти все компоненты для него не составляет труда.
Как убрать заклепку
Чтобы поменять элементы цепи или укоротить ее, потребуется разъединить звенья следующим образом. Зафиксируйте цепной элемент в тисках и сточите заклепки, а именно, их выступающие части. Для этого можно использовать напильник или надфиль. Следите, чтобы не подвергались стачиванию боковые части звена.
Болгаркой пользоваться не рекомендуется, поскольку есть риск перегреть звенья, что приведет к изменению физических свойств металла.
Воспользовавшись бородком (как он выглядит, показано на фото ниже), выбейте заклепку.
Существует еще один вариант разъединения звеньев. Для этого не потребуется стачивать шляпки заклепок. Поместите звено, а именно его заклепку, над каким-либо отверстием в металле или над слегка разведенными губками тисков. Далее, следует поставить слесарный бородок на шляпку заклепки и ударить по нему несколько раз молотком.
Продолжайте выбивать обе заклепки поочередно, поскольку они жестко закреплены противоположной частью звена. Постепенно заклепки начнут выходить из верхней части звена, и оно рассоединится.
Преимущество данного способа в том, что заклепки можно использовать повторно, так как они не стачиваются.
Как соединить звенья
Для начала, необходимо приобрести в специализированном магазине звенья, подходящие под тип имеющейся у вас цепи. Делать это придется, если вы стачивали заклепки при разборке цепного элемента. Затем потребуется правильная сборка звена с учетом указанных на нем стрелочек. Собранный элемент положите на наковальню и несильными ударами молотка расклепайте заклепки.
Не бойтесь переклепать, так как заклепка имеет утолщение в центральной части, служащее ограничителем.
Некоторые умельцы советуют соединять звенья при помощи сварки. Этот метод подойдет, если заклепки были сточены напильником. Но сначала нужно поэкспериментировать на какой-либо железке, чтобы выбрать подходящий режим сварки.
Сварку необходимо проводить укороченным и тонким электродом. Заклепка приваривается к боковой части звена, а лишний металл убирается надфилем. Единственный недостаток такого метода – перегрев металла, из которого сделаны элементы цепи. Как уже говорилось выше, из-за перегрева может снизиться износоустойчивость звеньев.