0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лодка «Долбленка» по старинной технологии

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

Часть II. Первая часть здесь

Подготовка к долблению лодки

Установив заготовку на киль, с помощью отвеса проверяем вертикальность линий в оконечностях. Затем, смотря с торцов, отступив от крайних вертикальных линий вправо и влево по 20 мм, отбиваем две горизонтальные линии по длине ствола. Измеряем шнурком длину дуги по бортам и днищу лодки. Теперь, разделив полученное значение на четыре (сложив шнурок вчетверо), откладываем его от концы скоса носа и делаем отметку. Такое же расстояние, но уменьшенное на 20–25 мм, отмеряем от скоса на корме и также делаем отметку. Выполняем эти операции с двух сторон (вдоль бортов) заготовки.

Соединяем получившиеся отметки, как показано на рисунке, и выбираем топором часть заготовки, выделенную штриховкой. Для ускорения работы можно воспользоваться бензопилой или двуручной поперечной пилой, сделав предварительные пропилы.

Пространство между точками, обозначенными буквами А и Б, прорубаем топором в виде желоба, причем к корме и носу уклон стенок желоба увеличивается с 90° до 120°.

Теперь нужно постепенно «довести» форму боков желоба, так же как и форму днища. Кроме этого, в корме и носу надо сузить верхнюю часть на 30–40 мм с обеих сторон. От точек, обозначенных буквами В, Г, Д, Е, отбиваем линии до торцов носа и кормы и снимаем лишнее топором. На этом подготовка к долблению заканчивается.

Долбление лодки

Для выполнения этой работы понадобится прямая и боковая теслы, топор, палочка для чистки щепы, двуручный рубанок.

Начинаем с выборки прямой теслой носа и кормы, а затем вырубаем весь «ворот», насколько позволяет «взять» инструмент. Следите, чтобы не перерубить края бортов!

Перевернув заготовку, прострагиваем рубанком всю ее поверхность. При этом плоскость днища оставляем как есть, не скругляя краев. Строгать удобнее вдвоем двуручным рубанком: мастера садятся лицом к лицу и постепенно передвигаются от носа к корме.

Через каждые 250–300 мм перпендикулярно продольной оси лодки от одного борта к другому проводим линии разметки, а затем, отступив от края площадки днища на 30–40 мм, сверлим по этим линиям отверстия Ø 10–12 мм на глубину 40–50 мм. Шаг отверстий 100–120 мм. Сверление проводится по всем линиям, в том числе на щеках носа и нормы.

По количеству получившихся отверстий заготавливаем сторожки — стерженьки из кедрового кругляка. С их помощью при долблении определяется толщина стенок лодки. Перед тем как забить стержни в отверстия, их торцы зачерняются обугленным поленом — так будет лучше видно. Средняя длина сторожка — 17–18 мм, в носу и корме ее можно увеличить на 15 мм.

«Задав» толщину стенок, лодку можно перевернуть и по сторожкам окончательно выдолбить, наклоняя для удобства заготовку на один или другой борт. Облегчить работу может поставленная в середину распорка. Но она должна быть не очень большая — иначе могут сколоться края. И еще: по всей длине лодки посередине необходимо оставить утолщение — так называемую «дыню». Ее размеры могут меняться от 70–80 мм в носу и норме до 50–70 мм. Ширина «дыни» — примерно 70–90 мм.

На всю описанную работу у мастера уходит обычно 2,5–3 дня работы. После того как лодка будет выдолблена и вычищена от щепы, можно перейти к разводке. Если же приступить к этой процедуре в ближайшие день-два возможности нет, то заготовку необходимо опустить на хранение в воду. Вообще неразведенная лодка может храниться один-два месяца.

Разведение лодки-долбленки

Для начала несколько рекомендаций.

Поскольку процесс разведения включает в себя нагревание по всей поверхности на открытом костре, необходимо предварительно соблюсти все правила пожарной безопасности. Желательно также дождаться безветренной погоды или же специально выбрать подходящее место.

Работать сподручнее вдвоем, четно распределив роли, так как сама разводка займет всего час-полтора, и действия каждого должны быть достаточно четки и быстры.

Загодя заготавливаем сырые распорки из черемухи или другой гибкой древесины. Их задача, будучи установленными внутрь лодки, равномерно давить на нагреваемый борт.

Во время работы из-за неравномерного нагрева возможны пригорания бортов или днища. Эти места хорошо заметны, и в таком случае они смачиваются влажной тряпкой. Поэтому предусмотрите, чтобы под рукой в нужный момент была пара ведер с водой и ветошь.

Так как лодка находится на двух точках опоры, то при нагревании возможен прогиб днища или свисание кормы и носа. Этот дефект резко снизит ходовые качества. Не допустить его можно, правильно расположив лодку на жердях и не перегибая излишне заготовку.

Теперь разведем костер и разложим его по всей длине лодки. Над костром, на высоте 0,8–1 м, закрепляем две крепкие сырые березовые жердины и кладем на них заготовку днищем вниз.

Добившись равномерного пламени, прогреваем днище. Оно дойдет до «кондиции», когда рядом с «дыней» будут выступать пузырьки влаги и борта начнут расходиться. Вставив распорки, наклоняем лодку одним бортом над жаром, следя, однако, чтобы и днище не остывало. Если в какой-то момент окажется, что борт «не идет», то необходимо от середины лодки к носу и корме снять с борта ленту древесины толщиной 5–7 мм — это ликвидирует напряжение, и процесс продолжится. В принципе по такой технологии ствол можно развернуть даже в лист. Таким же образом обрабатывается и другой борт. Нужно лишь не забыть о симметричности. Разведение бортов покажет, насколько хорошо вы обработали корпус Если имеются неравномерности по толщине лодки, то при разведении в таких местах появятся бугры или ямы, которые уже не устранить. Если днище было прострогано слишком грубо, впоследствии и это будет заметно. Мелочей здесь нет. Возникающие в материале напряжения при разводке весьма значительные, поэтому любое снятие древесины с борта надо выполнять очень аккуратно: одно неверное движение — и произойдет скалывание. Всю работу придется выполнять сначала.

Читать еще:  Простейший инвертор из моторчика без транзисторов

Момент окончания разводки и симметричность лодки определяются на глазок — в этом и заключается мастерство. Каждая лодка имеет свою ярко выраженную индивидуальность.

После тепловой обработки, не снимая распорок, лодка отодвигается от костра и выдерживается до тех пор, пока материал не отвердеет, не изменяя принятой формы.

Доработка и окончательная отделка лодки

Доработка включает в себя изготовление и установку шпангоутов (у нас они называются «утуги») и обшивку бортов (эта операция называется «обнабоить» лодку). Утуги изготавливаются из выкорчеванных пней. Можно использовать и оставшиеся после весеннего паводка поваленные деревья. Шпангоуты получаются раскалыванием пня с корнями и извлечением из него нужной части. Прочность и надежность таких деталей изумительные.

В местах установки утугов «дыня» немного прорезается и выбирается паз. Для стока воды снизу на шпангоутах предусматриваются пропилы.

Общее количество поперечных деталей зависит от длины лодки и составляет обычно от 5 до 9 штук. Разумеется, можно использовать и шпангоуты, собранные из частей. Причем не только деревянные, но и металлические. Их технология подробно описана в литературе о самодеятельном судостроении.

Фиксируются утуги в корпусе гвоздями: по одному-два по верхней кромке на каждый борт.

Штевни лодки усиливаются сделанными из березовых брусков накладками, которые прибиваются четырьмя гвоздями каждая.

Для обшивки лодки необходимо заранее заготовить материал. Как правило, это широкие сухие кедровые доски толщиной по 20 мм и длиной 8–9 метров. Возможна и замена — например, сосна, лиственница, ель или пихта. Однако из них сложно подобрать доски большой длины без сучков, а кроме того, при изгибе они более склонны к скалыванию. Обрабатывать (строгать) кедровую доску тоже проще.

Теперь требуется сделать три жома, или струбцины. Доски строгаются с двух сторон до толщины 12–15 мм. Слегка намочив доску (положив ее в воду на 5–10 минут), ее с помощью жома фиксируют в районе миделя, а потом притягивают к оконечностям. Необходимо чтобы в центральной части доска перекрывала борт на 80–100 мм — это нужно для забивания гвоздей (желательно медных), а также для конопатки и заливки стыка.

Забивать гвозди следует от центра к краям, передвигая также и зажим. Края доски скругляются по верху борта и стесываются на клин по низу. У носа и кормы доска ровно обрезается и скругляется. Так же обшивается и другой борт.

При выполнении работы следите чтобы толщина доски не была меньше 10 мм (иначе может сломаться).

Теперь, перевернув лодку и уложив ее на двух брусках, начинаем паклей или ватой конопатить пазы между обшивкой и бортом. После этого пазы заливаются расплавленным варом или гудроном.

Остается покрыть изнутри корпус лодки горячей олифой, а затем покрасить масляной краской. Такая операция позволяет, как шутят у нас, ходить по реке в валенках.

При правильной организации на всю работу по изготовлению лодки-долбленки уходит примерно дней пять. Последняя построенная нами лодка служит уже более пяти лет. Кстати, об эксплуатации. В нерабочем положении лодка должна находиться на берегу днищем кверху. Со временем сторожки иногда выпадают, особенно при транспортировке, поэтому требуется сделать новые, чуть большего диаметра. Обычно после долгого лежания на берегу возникает течь, но минут через 20 лодка готова к плаванию.

Трещины, возникающие от ударов, заделываются жестью с резиновой прокладкой на гвоздях.

Еще несколько слов — об использовании долбленки с лодочным подвесным мотором. Его лучше всего ставить на лодки длиной не менее 6 метров. Предусматривая установку мотора, корму следует делать чуть выше, чем обычно, а также круче. Подвеска мотора выполняется на специальном съемном кронштейне, желательно металлическом, сварном. Он крепится болтами с резиновыми прокладками. Здесь же нужно отметить, что хотя ходкость долбленой лодки под мотором лучше, чем тесовой, однако ее маневренность в узостях несколько хуже. Сложнее и обслуживание двигателя на плаву.

Мы описали проверенную многими десятилетиями, простую и надежную технологию изготовления лодки-долбленки. Желаем удачи всем, кто захочет ею воспользоваться и сделать такую лодку своими руками.

Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Лодка своими руками «Долбленка» по дедовской технологии

Уважаемые посетители сайта «В гостях у Самоделкина» из представленного материала вы узнаете, как своими руками можно сделать себе лодку «Долбленку» Для чего используется только природный материал, а именно дерево мягкой породы, к примеру ива или же осина. Дерево заблаговременно выбирается прямое и без ответвлений, а так же толщина ствола будет отвечать за водоизмещение будущего судна.

Данная технология создания лодок очень древняя и передавалась из поколения в поколение, от Отца к сыну, на сегодняшний день она практически забыта, но все же еще остались «Умельцы — молодцы» на Земле Русской!

Давайте рассмотрим, что конкретно потребуется автору для строительства лодки? А так же рассмотрим все этапы и посмотрим фильм (Сруби себе ботник).

Материалы
1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты
1. бензопила
2. ножовка
3. топор
4. тесло
5. фуганок
6. источник огня (паяльная лампа)

Мастер-класс от Иван Петровича Овчинникова, по строительству лодки «Долбленки» своими руками
И так, автор перенял данную технологию от своего Отца, а он в свою очередь от своего родителя). В стародавние времена на Руси основным строительным материалом, как вы знаете являлось дерево, а так же изготавливалась мебель, посуда, крестьянский инвентарь, телеги и прочее.

Читать еще:  Плавный розжиг светодиодов

Лодки и ладьи, соответственно тоже строились из древесины, для этого создавались целые артели и бригады. Может показаться странным. но лодки начинали делать в зимнюю пору, когда дерево находится еще во сне. В лесу подбиралось наиболее подходящее дерево (осина), срубалось и придавалась форма ладьи, после чего заготовка засыпалась снежком и оставалась в таком положении вплоть до ранней весны. За это время дерево как следует напитывало влаги. Зачем оставлять лодку в лесу, да еще и в снегу. Дело в том, что для дальнейшего процесса формирования ладьи, требуется ее высушивать над открытым огнем, ставить распорки, тем самым предавая ей конечную форму (в фильме все подробно описано)

А вот д. Ваня пошел немного другим более легким путем, выбрал заранее большую и толстую (иву), спилил под самый корешок) снял кору и приступил к формированию лодки.

Такая вот замечательная лодка получилась у нашего автора, теперь он сможет плавать по Дону и ловить рыбу. Как видите, у мастера срубить лодочку получилось довольно таки просто, а самое главное, что материал бесплатный и дан самой природой.

Так же вы можете просмотреть очень хороший фильм, про изготовление лодок «Долбленок» по старинной технологии.

На этом заканчиваю статью. Спасибо за внимание!
Заходите почаще в гости, не пропускайте новинки в мире самоделок!

Статья представлена в ознакомительных целях!
Источник

САМОДЕЛКИН ДРУГ

Лодка «Долбленка» по старинной технологии

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок «Долбленок» из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.

В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок «Долбленок» дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.

Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.

Вот к примеру Автор: Иван Петрович Овчинников из станицы Мигулинской расположенной на берегу реки Дон, решил срубить для своих нужд лодочку, по технологии которой его еще Дед обучил. Спилил значит Иван Петрович большую (иву) и приступил к работе….

Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?

Материалы

  1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты

Процесс изготовление лодки «Долбленки» по старинной технологии своими руками

И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки. Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором. Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию. Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими «ребрами жесткости. Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность.Главное в этом деле, по словам автора, «Не рубануть лишнего» Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность. Теслом обрабатывает внутренние края лодки. Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды. Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь Ваня за ваш труд!

Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм «Сделай себе ботник» 2 серии

Мещёрская лодка долблёнка — история, возрождение

Возрождение уникальных мещёрских лодок – долблёнок продолжается! Продолжается усилиями краеведов, историков-этнографов, рыбаков, хранящих традиции предков.
7-8 июля в городе Рошаль, который постепенно становится столицей Подмосковной Мещёры, благодаря осуществлению программы «Сердце Мещёры», можно будет увидеть гонки на «чёрных лодках». Это настоящий подарок этнографам, патриотам и людям неравнодушным к истории и культуре своей страны.
Этот вид исконных народных забав берёт свои корни от древнего купальского обряда, просуществовавшего до середины XX века на озере Дубовом Шатурского района Московской области. Суть события заключалась в том, что парни и девки, на так называемых чёрных лодках, отправлялись на остров Купальский, что по среди озера, где праздновался день Ивана Купалы.
Исследователи относят чёрные лодки к судам однодеревкам блочного типа, которые получили своё названия от тёмного цвета — осмоления. Они уникальны, их распространение этнографически зафиксировано в малом регионе, локально расположенном в Окском бассейне на стыке московской, владимирской и рязанской областей.
Блочные долбленые суда происходят от однодеревых долбленок из цельного дерева и прослеживаются в европейском археологическом материале с первых веков до н. э. В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде Великом и датируется XII-XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок — тёсла были обнаружены при раскопках в слоях XI–XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах.
Технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей – «кокор». Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему, судно может хорошо ходить и вперёд, и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других — дугообразную (в виде желоба). Лодки, изготовленные в селе Тюрьвищи Владимирской области, имеют своё характерное отличие — оформление нижней части носовой и кормовой вставок в виде прямоугольного выступа, который предназначен для удобства вытаскивания лодки на берег.
В настоящее время ещё сохранившиеся в сёлах мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее, «сшивали» гибким можжевеловым корнем — вицей.
Лодка управляется вёслами-«гребками», а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах. Техника такой гребли и управления судном древняя и появилась в эпоху позднего неолита — ранней бронзы, во времена появления первых лодок однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, придавая ей движение вперёд, гребя только с одного борта, а также грести стоя.
«Чёрная лодка – долблёнка» название скорее научное, классификационное. Мне удалось найти старинный аналог названия лодки – «колтас». От древнеславянского «кл-кол» — колоть, стучать, долбить, «кол-колышек», с помощью которых бревно раскалывалось вдоль ещё во времена до возникновения продольных пил. «Клтус» постепенно превратился в «колтас». Практически полностью это слово сохранилось в литовском языке — «kaltelis» — инструмент для выдалбливания изделий из древесины.Ещё есть расшифровка значение слова колтас-калтус — не слишком вязкое болото или сильно заросшее озеро. (арх.обл и сиб.) А для таких мест и предназначена эта лодка!
Важнейшие рабочие части лодки, соединяющие борта, определяющие её ход по воде – «кокоры». Слово «кокора» — завораживает своей древностью. Оно происходит от древнеславянского «кокр», «кокорь», обозначающее дугообразную комлевую часть дерева с частью корня, образующие угольник.
Это слово звучит одинаково на всех славянских языках: кокорь (русск.), kokora (словенск., польск.), cecers (латышск), чекор (болг.), кокоравь (сербск, церковно-славянск.) Благодаря значению самого слова, становится понятной старая технология изготовления кокор: не из древесины ствола дерева, а из откопанной комлевой части с корнем (русск. синоним «копань»).

Читать еще:  Декоративное травление металла

Эти слова возникли тогда, когда не было еще многих европейских языков, а были наречия, имеющие общие индо-европейские, арийские корни. Например, в глинистых берегах реки Клязьмы рыбаки до сих пор вырывают(выдалбливают) огромные землянки – пещеры (кельи), подпёртые кольями. В древности на этой реке так жили все. Поэтому её и назвали Клезем, Келезем, Клязьма. Никакой связи якобы с финно-угорским происхождением названия реки: клязь – маа (грязная, глинистая земля) здесь нет.
В 2016 году краеведы и энтузиасты краеведческого клуба “Сердце Мещёры”, созданного в городе Рошаль Московской области, совместно с сотрудниками Гусь-Хрустального историко-художественного музея, решили возродить старинный купальский обряд, который корректно спортизирован специалистами Федерации этноспорта России. В ходе этнографических исследований, группой под руководством Юрия Белоусова, при поддержке глав городского округа Рошаль и г. Гусь-Хрустальный, в сёлах Окского бассейна, найдены мастера, сохранившие до наших дней секреты производства чёрных лодок. К лету 2017 года по традиционной технологии изготовлено семь судов у мастера -Николая Ивановича Гогина – жителя Гусь-Хрустального района, 7-8 июня проведена историко-этнографическая экспедиция по селам Приозёрной Мещёры по сбору информации о лодках, традиционных народных играх и обрядах.
7 — 8 июля 2017 года, в рамках Фестиваля славянской культуры и этноспорта “Игры Мещёры”, проводимого Администрацией городского округа Рошаль и Региональной общественной организацией «Рыцари Ринга Подмосковья, состоятся Традиционные игры “Мещёрские гонки — 2017”, главным событием которых станут соревнования по традиционной гребле.
Гонки на чёрных лодках пройдут в трёх вариантах:
Первый вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из двух человек, и проходящие в женской, мужской и смешанной категориях (парные гонки). Команды стартуют с берега. Их задача спустить лодку на воду, забраться в неё и гребя сидя, преодолеть дистанцию в 100 метров, затем затащить лодку на берег до установленной отметки. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
Второй вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из одного человека, и проходящих в смешанной категории (одиночные гонки). Задача такой гонки не просто преодолеть дистанцию на скорость, а двигаться по установленному маршруту маневрируя. Дистанция составляет 100 метров. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
В рамках игр состоятся состязания в исконных забавах:
молодецкие забавы, игровые поединки, стрельба из лука по бабкам, клюшкование, свайка, игровой курагод, мещёрские забавы, кулачки стенка-на-стенку и один-на-один (без ударов в голову).
Состязания в исконных забавах для всех желающих. Кроме этого — купальские обряды и концертная программа. Начало: 7 июля в 17:00, 8 июля в 12:00. Думаю и нам — жителям Владимирской части мещёрского Приозёрья тоже стоит подумать об участии в этих соревнованиях, чтобы со временем они стали традиционными и у нас в Гусь-Хрустальном районе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector