0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осмотр грузоподъемных механизмов

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

1. Виды и свойства грузоподъёмных машин и механизмов.

Грузоподъемная машина — это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным дви­жением грузозахватного органа в пространстве. Грузо­подъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки прост­ранства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траекто­рии, заданной жесткими направляющими. К подъемни­кам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Краном называется грузоподъемная машина, предназ­наченная для подъема и перемещения груза, подвешенно­го с помощью грузового крюка или другого грузозахватно­го органа.

Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые, стреловые кабельного типа и др.), по виду гру­зозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.)» по ходо­вому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Пра­вила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Все части грузоподъемных механизмов, представляю­щие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие, доступные и находящиеся под напряжением части элект­рооборудования и т.п.), должны быть надежно ограждены.

Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, не должна превышать 0,83 м/с (50 м/мин), а их тележек -0,53 м/с (32 м/мин).

Уклон пути грузовых тележек у козловых и консоль­ных кранов при наиболее неблагоприятном положении те­лежки с наибольшим рабочим грузом не должен превы­шать 0,003. Однако это не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально замкнутого типа или тележ­ка перемещается канатной тягой.

Грузоподъемные машины с машинным приводом обо­рудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

· механизма подъема грузозахватного органа в его крайнем верхнем и нижнем положениях;

· механизма изменения вылета стрелы в крайних ее положениях;

· механизма передвижения грузоподъемных кранов по рельсам, если скорость крана перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы пере­движения башенного, козлового крана пролетом более 16 м и мостового перегружателя должны быть оборудованы концевыми выключателями независимо от скорости пе­редвижения;

· механизмов передвижения мостовых, козловых кон­сольных кранов или их тележек, работающих на одном пути.

Концевой выключатель механизма подъема груза уста­навливают так, чтобы после остановки захватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным орга­ном и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин не менее 200 мм.

Легкодоступные, находящиеся в движении части гру­зоподъемной машины, которые могут быть причиной не­счастного случая, закрывают прочно укрепленными ме­таллическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку. Обязательному ограждению подлежат:

· зубчатые, червячные и цепные передачи;

· соединительные муфты, расположенные в местах прохода;

· барабаны, находящиеся вблизи рабочего места кра­новщика или в проходах, при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабан;

· вал механизма передвижения кранов мостового типа при частоте вращения 50 об./мин и более.

2. Основные требования к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Основные требования к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов заключаются в следующем.

Руководители предприятий, занимающихся эксплуа­тацией грузоподъемных машин, обязаны обеспечить лич­но или организовать содержание машин, съемных грузо­захватных приспособлений, тары в исправном состоянии и безопасную их работу в соответствии с Правилами уст­ройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кра­нов (Правила по кранам). Для этого они назначают ответ­ственных за содержание грузоподъемных машин в исп­равном состоянии и за безопасное производство работ кра­нами из числа работников, имеющих соответствующую квалификацию.

На предприятиях и в органи­зациях, осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных машин, руководитель приказом назначает инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплу­атацией грузоподъемных машин, съемных грузозахват­ных приспособлений и тары (лицо по надзору) после про­верки у него знаний Правил.

При отсутствии лица по надзору его обязанности вы­полняет руководитель предприятия в полном объеме тре­бований Правил.

Подготовка крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков производится по раз­решению органа технадзора в профессионально-техниче­ских училищах или учебно-курсовых комбинатах, в тех­нических школах, создаваемых на предприятиях, распо­лагающих необходимой базой для теоретического и прак­тического обучения.

Не регистрируются в органах технадзора следующие грузоподъемные машины:

· краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у которых при ручном подводе механизмов передвижения в качестве механизмов подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;

· краны мостового типа и передвижные или поворот­ные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пуль­та, по радиоканалу или однопроводной линии связи;

· краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

· краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота;

· переставные краны для монтажа мачт, труб, устанав­ливаемые на монтируемом сооружении;

· краны, установленные на экскаваторах и других тех­нологических машинах, используемые только для ремон­та этих машин;

· электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.

Регистрации в органах технадзора (инспекциях) до пуска в работу подлежат следующие грузоподъемные машины:

· краны всех типов, кроме вышеперечисленных;

· краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенном на канате, или электро­магнитом;

· грузовые электрические тележки с кабиной управле­ния, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.

3. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выда­ется лицом по надзору на основании документации заво­да-изготовителя и результатов технического освидетель­ствования.

Вновь установленные грузоподъемные машины, а так­же съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила по кранам, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освиде­тельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

· частичному не реже одного раза в 12 мес;

· полному не реже одного раза в три года, за исключе­нием редко используемых машин.

При полном техническом освидетельствовании гру­зоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъем­ной машины осматриваются и проверяются в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопас­ности, тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.

Читать еще:  Керамогранит для пола: характеристики, виды, выбор, укладка своими руками

Кроме того, проверяются: состояние металлоконструк­ций машины и ее сварных (клепаных) соединений; состо­яние крюка и его нарезной части, фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема; состояние изоляции и защиты ее от механических повреждений, проводов и заземления электрического крана с измерени­ем их сопротивления; соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа; состояние кранового пути; состояние канатов и их крепления и т.д.

Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузо­подъемность, с целью проверки ее прочности.

Кран считается выдержавшим испытание, если в тече­ние 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а так­же не будет обнаружено трещин, остаточной деформа­ции и других повреждений металлоконструкций и меха­низмов.

Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъем­ность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.

Производство работ грузоподъемными машинами мо­жет осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузо­подъемных машин и имеющими лицензию органа технад­зора на их эксплуатацию.

При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее дви­жения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом поло­жении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

Тема 3.5

Организация безопасной эксплуатации видеодисплейных терминалов и ЭВМ

Осмотр грузоподъемных механизмов

Вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому осви­детельствованию.

Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, долж­ны подвергаться периодическому техническому освидетельствова­нию:

— частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;

— полному – не реже одного раза в 3 года.

Техническое освидетельствование ГПМ имеет целью устано­вить, что:

— грузоподъемная машина и ее установка соответствуют требова­нию Правил, паспортным данным;

— грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обес­печивающем ее безопасную работу;

— организация надзора и обслуживания ГПМ соответствует требо­ваниям Правил.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться:

При частичном техническом освидетельствовании статические и ди­намические испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании ГПМ должны быть осмотре­ны и проверены в работе ее узлы и механизмы, тормоза, аппараты управ­ления, ходовые колеса, освещение, сигнализация.

Кроме того, при техническом освидетельствовании проверяются:

— состояние металлоконструкций и сварных соединений;

— состояние крюка и его нарезной части, ходовых колес, блоков, барабанов, элементов тормозов;

— фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема;

— соответствие массы, противовеса и балласта у крана стрелового типа;

— состояние изоляции и защиты ее от механических повреждений;

— состояние кранового пути.

Статическое испытание грузоподъемных машин

Проводится нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность машины, и имеет целью проверку ее прочности. Крюком или захватываю­щем устройством груз захватывается и поднимается на высоту 100 – 200 м с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 минут.

По истечении 10 минут груз опускается, после чего проверяется от­сутствие остаточной деформации.

Кран считается выдержавшим статическое испытание, если в тече­ние 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет об­наружено трещин, остаточной деформации и других повреждений метал­локонструкций и механизмов.

Как осуществляется техническое освидетельствование грузоподъемных машин?

В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением

Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37, краны, находящиеся в работе, должны периодически подвергаться техническому освидетельствованию.

До пуска в работу краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

Краны, подлежащие регистрации в Госпромнадзоре, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.

Техническое освидетельствование предназначено для того, чтобы установить, что:

кран и его установка соответствуют Правилам и его паспортным данным;

кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;

организация надзора и обслуживания грузоподъемного крана соответствует требованиям Правил.

Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам.

Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному — не реже одного раза в 12 месяцев;

полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).

Редко используемые краны (не чаще 1 подъема (опускания) в месяц) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится приказом по организации по согласованию с Госпромнадзором.

Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после:

монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых самоходных и быстромонтируемых башенных кранов);

ремонта расчетных металлоконструкций крана с применением сварки;

изменения длины стрелы и высоты башни;

установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

капитального ремонта крана или замены грузовой или стреловой лебедки;

замены крюка (проводятся только статические испытания);

установки портального крана на новом месте работы;

замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа;

атакже в случаях, предусмотренных в инструкции по эксплуатации.

После установки новых грузовых, стреловых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом. Результаты проверки должны быть записаны в паспорте крана специалистом, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.

Полное, очередное и внеочередное технические освидетельствования должны производиться экспертом Госпромнадзора или экспертом организации, имеющей соответствующее разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности.

Частичное техническое освидетельствование проводится специалистом, ответственным по надзору (владельцем крана), при участии в обоих случаях специалиста, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, проводится специалистами по надзору и ответственными за содержание крана в исправном состоянии. Допускается поручать проведение технического освидетельствования специализированной организации, имеющей соответствующее разрешение Госпромнадзора.

Владелец крана не позднее чем за 10 дней до срока технического освидетельствования обязан направить уведомление в Госпромнад- зор, в котором необходимо сообщить дату готовности грузоподъемного крана.

Госпромнадзор направляет эксперта для проведения технического освидетельствования не позднее даты готовности грузоподъемного крана, определенной владельцем.

Кран, изготовленный на заводе и доставленный на место эксплуатации в собранном виде, должен пройти полное техническое освидетельствование в организации-изготовителе перед отправкой его владельцу. Дата освидетельствования и его результаты должны быть записаны в паспорт крана. До пуска в работу владелец крана должен провести его частичное техническое освидетельствование, результаты которого занести в паспорт.

При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:

При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся.

Читать еще:  Как устранить засор в раковине в домашних условиях?

При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро — и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.

Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:

состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений, а также кабины, лестниц, площадок и ограждений; состояние крюка, блоков. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться лабораторией, аккредитованной в установленном порядке, по инструкции с применением методов неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.

При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. Необходимость и периодичность проверки деталей подвески устанавливаются владельцем;

фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;

состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;

соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;

состояние кранового пути и соответствие его Правилам, проекту и руководству по эксплуатации крана;

состояние канатов и их крепления;

состояние освещения и сигнализации.

Нормы браковки кранового пути, канатов и элементов крана должны быть указаны в руководстве по эксплуатации. При отсутствии в руководстве соответствующих норм браковка канатов и элементов кранов проводится в соответствии с Правилами.

Работы, указанные выше, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным специалистом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25 % превышающей его паспортную грузоподъемность.

Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) — в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100-200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 минут.

Статические испытания козлового крана и мостового перегружателя проводятся так же, как испытания мостового крана; при этом у крана с консолями каждая консоль испытывается отдельно.

По истечении 10 минут груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. При наличии деформации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности дальнейшей работы крана.

Статические испытания крана стрелового типа, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, при периодическом или внеочередном техническом освидетельствовании проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана и (или) наибольшему грузовому моменту.

Испытания кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, могут проводиться с установленным на них для работы оборудованием. После установки на кран сменного стрелового оборудования испытание проводится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана при установленном оборудовании.

Испытания кранов стрелового типа, не имеющих механизма изменения вылета (стрела поддерживается растяжкой), проводятся при установленных для испытаний вылетах. С этими же вылетами при условии удовлетворительных результатов технического освидетельствования разрешается последующая работа крана.

При статических испытаниях кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100-200 мм.

Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.

Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10 % превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют цель проверить действие механизмов и тормозов.

При динамических испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) производятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.

У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм.

Если кран используется только для подъема и опускания груза (подъем затворов на гидроэлектростанции), динамические испытания могут быть проведены без передвижения самого крана или его тележки.

Статические испытания кранов мостового типа, предназначенных для обслуживания гидро — и теплоэлектростанций, могут проводиться при помощи специальных приспособлений, позволяющих создать испытательную нагрузку без применения груза. Динамические испытания в этом случае не проводятся.

Для испытания кранов при помощи специальных приспособлений владельцем крана или специализированной организацией должна быть разработана дополнительная инструкция.

Испытания крана, имеющего несколько сменных грузозахватных органов, должны быть проведены с тем грузозахватным органом, который установлен на момент испытаний.

Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы.

Испытание магнитных и грейферных кранов может быть проведено с навешенным соответственно магнитом или грейфером.

Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с Правилами, руководством по эксплуатации и/или инструкцией по монтажу и выдержал испытания.

Записью в паспорте действующего крана, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям Правил, находится в исправном состоянии и выдержал испытания. Разрешение на дальнейшую работу крана в этом случае выдается лицом, проводившим освидетельствование.

Краны, отработавшие нормативный (назначенный) срок службы, подлежат экспертизе промышленной безопасности, в которую входят техническое диагностирование и при необходимости оценка остаточного ресурса. Техническое диагностирование проводится головной или специализированной организацией. После диагностирования экспертом Госпромнадзора проводится полное техническое освидетельствование. Результаты работы должны заноситься в паспорт крана представителем организации, проводившей диагностирование, и лицом, проводившим освидетельствование, с ознакомлением под роспись специалиста, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны периодически осматриваться в следующие сроки:

траверсы, клещи, другие захваты и тара — каждый месяц;

стропы (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

редко используемые съемные грузозахватные приспособления — перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться ответственным специалистом, назначенным (определенным) владельцем крана, по инструкции, разработанной организацией-изготовителем или специализированной проектной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с Правилами.

При длительной работе крана на удаленных объектах без возвращения на место базирования и невозможности осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары специалистами владельца осмотр должен быть поручен лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ, что должно быть отражено в договоре (приказе) на выделение крана.

Читать еще:  Изготовление пивного бочонка

Порядок осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары определяется их владельцем.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие техническое освидетельствование, к работе не допускаются.

Периодичность проведения полного (ПТО) и частичного (ЧТО) технического освидетельствования кранов

Во многих организациях, в фермерских хозяйствах используются грузоподъемные механизмы. Они должны проходить частичное техническое обследование (ЧТО) и полное (ПТО). ЧТО и ПТО кранов, периодичность которых разная, предусматривает выполнение обязательных операций проверяющими лицами и составление соответствующих актов.

Цель проведения

При проведении осмотра выполняются испытания главных частей крана. Испытания бывают статические и динамические. Их цель — проверка качества следующих систем:

  • приборов безопасности;
  • систем управления;
  • тормозов;
  • сигнализации;
  • освещения;
  • крюков и других деталей поддержки грузов;
  • канатов;
  • блоков;
  • конструкции стрелы и ее крепления;
  • путей передвижения устройства;
  • других систем.

Освидетельствование кранов во время проведения статических испытаний предусматривает:

  • проверку грузоподъемности под нагрузкой;
  • осмотр конструкции стрелы и подъемного механизма вместе с канатами.

Цель динамических испытаний — проверка тормозов. Результаты всех испытаний заносятся в паспорт подъемного крана. Указывается дата проведения следующего освидетельствования.

Комплекс работ

Процесс частичного и полного технического освидетельствования крана предполагает выполнение некоторых обязательных операций. При ЧТО тщательной проверке подвергаются:

  • электроаппаратура крана, изоляция кабеля;
  • тормозная система;
  • оборудование, отвечающее за безопасность;
  • целостность металлических конструкций;
  • крановые пути и их заземление;
  • состояние канатов и балок;
  • документация на кран и крановые пути;
  • сварные, болтовые и клепаные соединения;
  • состояние лестниц, кабины, ограждений и площадок;
  • техническое состояние блоков и крюков.

У кранов со стрелой проверяется соответствие балласта значениям, которые указаны в паспорте агрегата. Проведение ПТО сопровождается проверкой тех же систем, что и при ЧТО. К ним добавляются статические и динамические испытания. При статических испытаниях поступают следующим образом:

  • на грузоподъемную систему навешивают груз массой на 25% больше грузоподъемности устройства;
  • поднимают его на 200 мм от уровня пола;
  • оставляют висеть;
  • через 10 минут опускают груз и осматривают стрелу или другую грузоподъемную часть на предмет возможной деформации.

Для динамических испытаний берется груз, превышающий грузоподъемность испытуемого механизма на 10%.

Его поднимают и опускают не менее 3 раз. При этом проверяют работоспособность тормозной системы, канат и его намотку на барабан.

На металлургических заводах работают на транспортировке жидкого шлака и металла специальные краны с большими ковшами. Детали ковшей и крюков проверяются в лаборатории завода. При проверке следует поступать по инструкциям. Лаборатория выдает заключение, которое хранится с паспортом.

Периодичность

Работающий кран периодически подлежит обязательной технической проверке. Освидетельствование проходит в разные сроки. Это зависит от сроков работы устройства, времени его сборки, наличия или отсутствия ремонтных работ и замены узлов. Техническое освидетельствование проводит инженерно-технический персонал, работающий на данном предприятии. Все члены аттестационной комиссии должны иметь удостоверение о знании требований и правил безопасности при выполнении работ и опыт работы на кране.

При отсутствии специалистов на своем предприятии их приглашают из других организаций, например: из отделения Гостехнадзора или из ПроектКранМонтажа. В этом случае проверка производится в присутствии должностного лица, ответственного за техническое состояние кранового оборудования. По итогам проверки составляются бумаги:

  • о результатах статических испытаний крана;
  • о динамических испытаниях;
  • акт о ЧТО;
  • акт о ПТО;
  • ведомость с указанием всех обнаруженных дефектах и неполадках;
  • разрешение или запрет на эксплуатацию изделия.

Проверка может быть комплексная. Проводить ее нужно в 3 года 1 раз. При этой проверке контролю подвергаются крановые пути, если кран установлен на рельсах. Между проверками путей раз в год владелец крана проверяет и нивелирует пути, чтобы обеспечить безопасную работу грузоподъемного оборудования. При создании аварийной обстановки производство понесет экономические потери. При комплексной проверке контролю подвергаются:

  • техническая документация;
  • элементы кранового пути;
  • стыки и другие соединения;
  • упоры, ограждения, заземление, ограничители, предупредительные знаки;
  • металлические конструкции и места их крепления.

После проверки оформляется акт, ведомость дефектов.

Экспертиза безопасности оборудования периодически проводится при техническом освидетельствовании грузоподъемных средств. Такая проверка предусмотрена специальным законом №116. Экспертиза производится:

  • по истечении срока пользования краном;
  • при отсутствии документов;
  • после проведения реконструкции изделия;
  • после аварийной ситуации;
  • при смене владельца подъемного оборудования;
  • после предписания Ростехнадзора.

По итогам проверки выдается:

  • разрешение на эксплуатацию;
  • разрешение на эксплуатацию с некоторыми ограничениями;
  • предписание на проведение ремонтных работ;
  • запрет на работу оборудования, в том числе и автокранов.

Частичному техническому освидетельствованию краны подвергаются раз в год, полному (ПТО) — раз в 3 года. Они могут осуществляться раньше. Причиной досрочных проверок являются:

  • перенос крана на другое место;
  • проведение реконструкции с заменой узлов и деталей;
  • ремонт ферм;
  • замена крюков;
  • капитальный ремонт;
  • замена канатов.

Грамотное и вовремя проведенное ЧТО или ПТО крана обеспечивает его безотказную работу и безопасное обслуживание. К семейству кранов относятся многие механизмы, имеющие грузозахватные приспособления. Ими могут быть магниты, грейферы, траверсы, спредеры, стропы и другие захваты, предназначенные для перемещения грузов.

Краны, работающие на литейном производстве, проверяются ежегодно. Используются методы неразрушающего контроля. Главная деталь — это штампованный или кованый крюк. Его нарезная часть не должна иметь трещин. Сроки более частых проверок устанавливаются владельцами оборудования.

Освидетельствованию подлежат не только грузоподъемные механизмы, но и грузозахватные орудия и тара. Периодичность обследования:

  • тара, клещи, траверсы — ежемесячно;
  • стропы — 1 раз в 10 дней;
  • приспособления, используемые редко, проверяются при их выдаче.

Осмотр этих приспособлений проводится специалистом, назначенным руководством подразделения. Поврежденные вещи отбраковываются и в дальнейшей работе не участвуют. Если крановое оборудование работает в удаленных местах, осмотр его производится лицом, отвечающим за осуществление работ с привлечением крана. Проверка проводится на месте работы механизма. Результаты заносятся в специальный журнал.

Соблюдение сроков ПТО и ЧТО грузоподъемных кранов — залог безаварийной работы на производстве.

Полезные советы

Кто такой инженер ПТО и каковы его обязанности — вопрос, интересующий многих людей. Это человек с высшим инженерным образованием и специальными знаниями. На производственных предприятиях он имеет право:

  • давать задания подчиненным;
  • контролировать их выполнение;
  • запрашивать необходимые технические документы;
  • вносить идеи по совершенствованию работы организации;
  • требовать создания комфортных условий работы для подчиненных.

За невыполнение обязанностей, нарушение трудового распорядка, появление на рабочем месте в нетрезвом виде он несет ответственность.

При необходимости иметь дубликат паспорта или инструкции нужно их заказывать у производителя оборудования. Можно их получить и в специализированных предприятиях, которые должны сначала провести полное техническое диагностирование крана.

Для проведения ПТО крановых устройств рекомендуется заранее подготовить комплект грузов, участвующих в испытаниях. На каждом грузе должна стоять маркировка с указанием их веса. При проведении испытаний присутствие ответственного за состояние подъемников обязательно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector