Замена шкворней зил 130
Зил -130
Зил самосвал
Передний мост ЗИЛ и его устройство
Передний мост ЗИЛ и его устройство
Техническая характеристика передней оси
Балка – Штампованная двутаврового сечения
Поворотные кулаки – Кованые, вильчатого типа
Углы установки передних колес:
Продольный угол наклона шкворня без нагрузки – 1-15
Угол развала колес-1
Поперечный наклон шкворня – 8
Максимальный угол поворота колес – 45
Схождение колес – 2-5
Передний мост ЗИЛ-130
СНЯТИЕ И РАЗБОРКА ПЕРЕДНЕГО МОСТА
Перед началом работ автомобиль следует очистить от грязи и промыть.
Для демонтажа переднего моста с автомобиля надо приподнять автомобиль и установить подставки под балку переднего моста, отвернуть гайки крепления колес и снять их.
Ослабить хомуты гибких шлангов подвода воздуха тормозным камерам и отсоединить эти шланги.
Отвернуть гайку крепления нижнего конца амортизатора и снять втулку и шайбу, отсоединить нижний конец амортизатора. Отсоединить конец продольной рулевой тяги от сошки.
Отвернуть гайки крепления `стремянок передних рессор, снять кронштейны амортизаторов и стремянки.
Приподнять автомобиль, снять шесть нижних листов рессор и подкладку с балки переднего моста, снять передний мост с подставок.
ступица переднего моста ЗИЛ
Для установки переднего моста все операции надо проделать в обратном порядке.
Демонтаж переднего моста с автомобиля можно произвести путем отсоединения крепления рессор от рамы.
Разборка переднего моста. Способ зачаливания моста показан на рис. 6-19. Установить и надежно закрепить передний мост в сборе с поперечной рулевой тягой и тормозными камерами на стенде разборки и сборки (рис.6—20).
Снять поперечную рулевую тягу, для чего надо расшплинтовать и отвернуть корончатые гайки шаровых пальцев рулевой тяги, выпрессовать пальцы из поворотных рычагов и снять поперечную рулевую тягу (рис.6-21).
Стенд для разборки моста ЗИЛ
Передний мост ЗИЛ-130
Свести тормозные колодки поворотом муфты (по оси червяка) регулировочного тормозного рычага против часовой стрелки.
Расшплинтовать и вынуть палец соединяющий вилку штока тормозной камеры с регулировочным тормозным рычагом.
Расшплинтовать шлицевой конец вала разжимного кулака снять с вала шайбу, регулировочный тормозной рычаг и регулировочную шайбу. Для удобства снятия рычага надо вывести его из вилки штока тормозной камеры, повернув ось рычага.
Отвернуть болты креплении крышки ступицы, снять крышку и прокладку крышки; удалить смазку с контр гайки подшипников и обтереть контргайку.
Отогнуть замочную шайбу 7 и отвернуть контргайку 5 подшипников ступицы, снять замочную шайбу 7 и замочное кольцо 8.
Отвернуть гайку подшипников ступицы.
Съемник шаровых пальцев
Снять с помощью съемника мод. И 804. 27. 000 ступицу в сборе с тормозным барабаном с поворотного кулака (рис. 6-22) и вынуть из ступицы манжету 3. При снятии ступицы снимается и наружный подшипник.
Обтереть поверхность цапфы и внутренний подшипник с ветошью, смоченной в дизельном топливе или керосине.
Снять наружные оттяжные пружины, отжать колодки монтажной лопаткой и снять ролики. Снять чеку с каждой оси тормозной колодки, снять накладку осей колодок, а затем демонтировать тормозные колодки с оттяжными пружинами с осей.
Обтереть оси тормозных колодок ветошью, смоченной в дизельном топливе и проверить состояние осей. На поверхности осей не должно быть значительной выработки (в виде
кольцевых канавок) и износа. При наличии выработки и размере—диаметра оси менее 27,74 мм необходимо оси заменить, отвернув гайки крепления осей и выпрессовать оси.
Вынуть уплотнители вала разжимного кулака из кольцевых канавок кронштейна. Опорное кольцо манжеты следует спрессовать только при наличии выработки или раковин на поверхности кольца
Отвернуть гайки и болтов крепления щитка тормозного механизма и снять щиток в сборе с осями колодок.
Снятие ступицы
Отвернуть болты крепления верхней и нижней крышек 27 (см. рис.6-8) шкворня и снять крыши и прокладки крышек. Отвернуть гайку крепления клина 28 шкворня и выбить клин из отверстия балки переднего моста.
Выпрессовать с помощью приспособления мод. Р-176 или КС-2 или 2504 (рис.6-24) шкворень поворотного кулака 23 (рис.6-25) и снять поворотный кулак 26, регулировочную шайбу 29 и опорный подшипник 20.
После снятия поворотного кулака вынуть из верхней проушины манжету с обоймой, из нижней проушины опорный подшипник 2! (см. рис. 6-18) и опорную шайбу.
снятие внутреннего подшипника
Расшплинтовать и отвернуть корончятую гайку крепления верхнего рычага 19 и выпрессовать рычаг из отверстия проушины поворотного кулака. Эта работа выполняется только для левого поворотного кулака. Расшплинтовать и отвернуть крепления нижнего рычага 17 и выпрессовать рычаг из отверстия проушины поворотного кулака.
Выпрессовка шкворня
Выполнить аналогичные работы для правого поворотного кулака.
Эти работы Выполняются только при необходимости замены рычагов в случае ослабления посадки рычага и износе отверстия в головке рычага под шаровой палец. Технические требования на замену поворотных кулаков указаны ниже в табл. 6-10. Для облегчения отворачивания корончатой гайки крепления рычага и его выпрессовки рекомендуется залить место крепления рычага тормозной жидкостью и выдержать 3…5 мин.
Промыть дётали ступиц, тормозных механизма, подшипники, поворотные цапфы в растворе МС-б, МС-8 ТУ 6—15-978-76, обдуть йх сжатым воздухом.
При необходимости замены втулок шкворней надо их выпрессовать на прессе
При необходимости выпрессовать наружные кольца подшипников из ступицы.
Запрессовать втулки шкворней в проушины поворотной цапфы. После запрессовки втулки протянуть под размер 45+0,60 мм. При запрессовке втулок отверстие во втулке должно совпадать с отверстием (масляным каналом) в проушине поворотного кулака.
Запрессовать с помощью оправок мод. И 806.05.005‚ И 806.05.004 и И 806.05.006 наружные кольца подшипников ступицы и манжету в ступицу.
При необходимости выпрессовать из кронштейна разжимного кулака втулки, предварительно сняв уплотнительные кольца.
Запрессовать втулки в кронштейн разжимного кулака и развернуть втулки под размер вала разжимного кулака. Установить в кронштейн уплотнительные кольца. Уплотнительные кольца можно устанавливать после закрепления кронштейна на щитке тормоза.
Выполнить аналогичные работы для правой ступицы и поворотного кулака.
Сборка переднего моста
Установить манжету 6 с обоймой 7 в канавку верхней проушины поворотной цапфы (рис.6-26‚б). Манжету следует устанавливать так, чтобы ее кромка была направлена в сторону торца бобышки балки.
Установка поворотного кулака
Установить опорную шайбу 5 со штифтом 4 и опорный подшипник 3 с уплотнителями 1 и 2 в гнездо нижней проушины поворотного кулака (рис.6-26). Штифт опорной шайбы должен войти в отверстие в гнезде проушины.
Между верхней торцевой поверхностью бобышки балки и проушины надо подобрать и вставить регулировочные шайбы 8 и 9 так, чтобы в отрегулированный зазор не входила шайба толщиной 0,25 мм (см. рис. 6— 26).
Запрессовать шкворень, предварительно смазав его и втулки моторным маслом. Шкворень надо запрессовать так, чтобы риска на нем совпала с отверстием в бобышке балки под клин 28 (см. рис.6—18).
Вставить клин 28 шкворня и завернуть гайку крепления клина с пружинной шайбой. Гайку клина надо затянуть с усилием 36…44 Н.м (3,6…4‚4 кгс.м).
Установить и закрепить верхнюю и нижнюю крышки шкворня с прокладками и завернуть болты крепления крышек с пружинными шайбами. Прокладки, не пригодные для дальнейшей эксплуатации, следует заменить.
Смазать втулки шкворня левого поворотного кулака смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 через прес-масленки до появления смазки из зазоров сопряженных деталей.
Установить щиток тормозного механизма на фланец поворотного кулака и завернуть гайки болтов крепления щитка к фланцу.
Установить на щиток кронштейн разжимного кулака и завернуть гайки болтов крепления кронштейна с пружинными шайбами. Болты крепления кронштейна должны быть застопорены проволокой.
Если снимались оси тормозных колодок, надо вставить их в отверстия щитка и завернуть гайки осей колодок. Оси смазать смазкой Литол—24 ГОСТ 21150-87. Гайки осей колодок не затягивать.
Надеть на пальцы колодок внутренние оттяжные пружины и установить колодки на оси. Надеть на оси колодок накладку и застопорить каждую ось Чекой. Чеки осей должны надежно удерживать накладку на осях колодок.
Осторожно, не повредив уплотнительные кольца, установить разжимной кулак в кронштейн. Отжать тормозные колодки с помощью монтажной лопатки и вставить ролики.
Установить наружные оттяжки пружины на пальцы тормозных колодок. Вставить верхний поворотный рычаг со шпонкой в отверстие верхней проушины поворотной цапфы, завернуть и зашплинтовать гайку крепления рычага. Затянуть гайку крепления с усилием 400…500 Н.м (40…50 кг см). Повторное применение шплинта не допускается.
Выполнить аналогичные работы для правой стороны поворотного кулака.
Установить и закрепить поперечную рулевую тягу, гайки шаровых пальцев тяги надо зашплинтовать. Повторное применение Шплинтов не допускается.
Проверить и при необходимости отрегулировать углы поворота цапф (рис.6-27). Регулировку надо выполнять с помощью упорных болтов. Максимальный угол поворота должен быть:
Проверка углов поворота
при повороте влево: 45+30′ — для левой цапфы; 43+30′ — для правой цапфы;
При повороте вправо: 45+30′ — для левой цапфы; 43+30′ -для правой цапфы. Напрессовать на цапфу опорное кольцо 13 (см. рис.6-17) манжеты ступицы, упорное кольцо и внутренний подшипник
- Послё напрессовки смазать подшипник смазкой Литол -24.
Установить ступицу 2 в сборе с тормозным барабаном и наружный подшипник 9 ступицы.
Подшипник перед установкой надо смазать смазкой Литол—24. При установке ступицы надо быть осторожным, чтобы не повредить манжету 3.
Навернуть гайку крепления подшипников, затем поворачивая колесо в обоих направлениях, затянуть гайку, момент затяжки 60…80 Н.м (6…8 кгс-м). Затем отвернуть гайку на 1/4…|/3 оборота (90…1200) до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замочном кольце. Установить замочную шайбу, затянуть контргайку, моменты 250…300 Н—м (25. .30 кгс-м), и отогнуть замочную шайбу на одну из №.При проверке колесо должно вращаться равномерно и свободно в обоих направлениях. Зазор не должен превышать 0,15 мм.
Заложить смазку Литоп-24 в крышку 2 ступицы, установить ее с прокладкой на ступицу и завернуть болты крепления крышки с пружинными шайбами. Прокладку крышки, непригодную для дальнейшей эксплуатации заменить на новую.
Установить тормозную камеру на кронштейн и завернуть гайки крепления камеры с пружинными шайбами. Установить на шлицевой конец вала разжимного кулака регулировочную шайбу, тормозной рычаг, плоскую шайбу и зашплинтовать конец вала. Повторное применение шплинтов не допускается.
Выполнить аналогичные работы для правого поворотного кулаки и ступицы. Отрегулировать тормозные механизмы передних колес в следующем порядке:
ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками друг к другу (метки поставлены на наружных торцах осей, выступающих над гайками);
-ослабить болты крепления тормозных камер;
— оттянуть регулировочный тормозной рычаг так, чтобы колодки прижались к тормозному барабану;
— сцентрировать колодки относительно барабана, поворачивая эксцентрики в сторону движения колодки к тормозному барабану. При этом обеспечивается прилегание колодок к барабану, которое можно проверить щупом через окна в тормозном барабане. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
— не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и болты крепления кронштейна тормозной камеры;
— отпустить регулировочный рычаг и соединить вилку штока тормозной камеры с регулировочным рычагом с помощью пальца, палец надо зашплинтовать, предварительно установив на него шайбу;
— провернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был 15…25 мм. Добиться, чтобы ходы штоков обеих тормозных камер были одинаковы.
Барабаны должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Замена шкворней зил 130
Сборка передней оси автомобиля ЗИЛ-5301
1. Запрессовать втулки с помощью специальной оправки (см. рис.1) в отверстия поворотного кулака заподлицо с поверхностью так, чтобы открытые концы канавок на втулках были обращены внутрь кулака (усилие выпрессовки должно быть не менее 10 кН). Запрессованные втулки не должны выступать над торцами установки уплотнительных манжет во избежание их подрезания.
Отверстия для смазки во втулках должны совпадать с отверстиями под масленку в кулаках. Прогладить втулки в размер не менее 29,55 мм, обеспечив их соосность.
2. Установить балку переднего моста на стенд, показанный на рис.2.
3. Вставить в гнезда поворотного кулака уплотнительные кольца, в нижнее гнездо — упорный шарикоподшипник, предварительно смазав его смазкой Литол-24, а в верхнее гнездо — регулировочные прокладки 8 (рис. 3).
4. Установить поворотный кулак 1 и соединить его с балкой моста, вставив снизу специальную оправку в отверстия кулака и балки (рис.4).
5. Проверить зазор «С» между верхней опорой поворотного кулака и верхней плоскостью опоры балки (см. рис. 3). Зазор должен быть не более 0,2 мм.
При необходимости отрегулировать зазор прокладками 8. Общее количество прокладок не должно быть более двух.
6. Запрессовать сверху шкворень, предварительно смазав его и втулки моторным маслом. Шкворень запрессовать так, чтобы лыска на нем совпала с отверстием в бобышке балки под клин.
7. Закрепить шкворень клином 9, навернуть на него гайку с шайбой. Момент затяжки гайки должен быть 28 — 36 Нм. Установить крышки шкворней с уплотнительными кольцами и зафиксировать их упорными кольцами 18.
8. Ввернуть масленки в отверстия поворотных кулаков и смазать втулки шкворня и подшипник смазкой «Литол-24» до выхода смазки из зазоров сопряженных деталей.
Поворот кулаков относительно балки от руки должен быть плавным и без заеданий на угол не более 45°.
9. Закрепить на правом и левом поворотных кулаках нижние рычаги, а на левом кулаке — верхний рычаг. Момент затяжки болтов крепления рычагов — 160 — 200 Нм.
10. Собрать поперечную рулевую тягу и установить ее на нижние поворотные рычаги, закрепить шаровые пальцы гайками зашплинтовать их. Момент затяжки болтов крепления рычагов — 160 — 200 Нм.
11. Собрать продольную рулевую тягу и установить ее на место, закрепить палец гайкой и зашплинтовать ее.
При наличии специального приспособления отрегулировать относительно оси 0 — 0 (рис. 5) угол (4′. 10′) установки цапфы поворотного кулака (схождение колес) изменением размера «Е», который достигается вращением поперечной рулевой тяги.
12. Установить грязезащитный щит 11 (см. рис.6) и закрепить его болтами 8 с пружинными шайбами.
Обильно смазать внутренний подшипник консистентной смазкой, вставить его в ступицу, установить шайбу 12 и запрессовать манжету с помощью специальной оправки.
В том случае, когда имеется износ наружных колец подшипников поворотного кулака, надо заменить их. Посадка колец в ступицу производится с натягом; для внутреннего подшипника — 0,010…0,059 мм, для наружного — 0009…0,059 мм.
13. Установить ступицу в сборе с тормозным диском на поворотный кулак с. помощью специальной оправки (рис. 7), при этом оправка должна упираться во внутреннее кольцо подшипника. Обильно смазать наружный подшипник консистентной смазкой и установить его на цапфу с помощью специальной оправки, при этом оправка должна упираться во внутреннее кольцо подшипника.
14. Установить упорную шайбу 16, навернуть регулировочную гайку 15 (см. рис. 6) и затянуть ее моментом 60. 80 Нм, поворачивая ступицу колеса в обоих направлениях для того, чтобы правильно установились ролики подшипников. Осевой зазор не допускается, ступица после затяжки не должна вращаться.
15. Затем отвернуть регулировочную гайку, приблизительно на 45° и затянуть стяжной болт 13 клеммового соединения регулировочной гайки 15 моментом 16. 18 Нм. При такой регулировке осевой зазор в подшипниках ступицы будет составлять около 0,2 мм. В эксплуатации, в случае проверки величины осевого зазора индикаторной головкой, зазор должен находиться в пределах 0,125. 0,25 мм.
16. Установить крышку 2 с прокладкой и завернуть три винта 3 крепления крышки.
17. Установить на тормозной диск суппорт вместе с кронштейном шлангов, установить стопорную пластину и завернуть два болта крепления суппорта.
18. Загнуть стопорную пластину крепления тормозного суппорта.
При установке переднего моста на автомобиль надо поднять подъемником переднюю часть рамы автомобиля и подкатить переднюю ось.
29. Опустить немного раму на подвеску.
20. Прикрепить переднюю ось к раме автомобиля.
21. Опустить переднюю часть автомобиля и убрать подъемные приспособления. Затем провести операции монтажа передней оси на автомобиль, обратные разборке.
В том случае, когда при сборке передней оси схождение и углы поворота колес не проверялись, следует их проверить и при необходимости отрегулировать.
Восстановление, замена деталей
При ремонте балка переднего моста должна быть проверена на изгиб и скручивание на приспособлении, которое устанавливают на площадке для рессор.
Призму приспособления направляют по фиксатору, установленному в отверстие под шкворень и закрепленному при помощи разжимной цанги определение изгиба и скручивания, а также величины угла наклона отверстия под шкворень производят по шкалам.
Правку балки производят в холодном состояние под гидравлическим прессом. После правки угол наклона оси в отверстия под шкворень к вертикальной оси должен быть в пределах 7 45 … 8 15.
Снятую с автомобиля рессору устанавливают на стол стенда для разборки и сборки рессор и закрепляют за боковые поверхности листов, затем отвёртывают гайки болтов хомутов рессоры, выбивают болты и снимают распорные втулки. Ослабляют крепление рессоры, укладывают её боковой поверхностью на стол стенда и закрепляют за верхний и нижний листы. Затем отвёртывают гайку центрового болта, ослабляют зажим стенда и снимают разобранную на листы рессору. Проверяют состояние листов рессоры, хомутов и чашек.
На листах рессоры не должно быть трещин и обломков. Износ листов рессор по толщине более 1,0 мм не допускается. На хомутах рессоры также не должно быть обломов и трещин. Ослабление заклёпок крепления хомутов и чашек не допускается. Износ отверстия во втулке ушка задней рессоры до размера более 40,4 мм не допускается.
Годные для сборки листы рессор очищают от коррозии, рихтуют на станке мод.2470А ГАРО по шаблону и смазывают графитной смазкой.
Подготовленные к сборке листы рессоры надевают по порядку на оправку, устанавливают боковой поверхностью листов на стенд и сжимают. Вынимают оправку, устанавливают центровой болт и затягивают гайку болта. Листы рессоры автомобиля ЗИЛ -130 собирают так, чтобы штампованные выступы входили во впадины каждого листа. В проушины хомутов устанавливают стяжные болты и распорные втулки и навёртывают на болты гайки. После сборки проверяют стрелку прогиба рессоры, натягивая тонкую проволоку с грузом по торцевым поверхностям чашек верхнего коренного листа передней рессоры. Если величины прогиба меньше указанных в таблице 7, листы рихтуют.
Таблица 8 – Стрела прогиба рессор в свободном состоянии, мм
Автомобиль ЗИЛ – 130
Переднюю рессору устанавливают в обратной последовательности. Для правильной установки крепления концов рессоры в резиновых опорах её выпрямляют с помощью приспособления до горизонтального положения. При неправильной установке рессоры резиновые опоры не самоустанавливаются, что приводит к их быстрому износу.
Если шкворень имеет односторонний износ не более 0,15 мм, его смазывают маслом для двигателя и устанавливают на место в те же втулки, повернув на 90О до совпадения лыски под стопорный штифт с отверстием под штифт в балке передней оси. Одновременно с поворотом шкворня устанавливают осевой зазор, ставя регулировочную прокладку необходимой толщины между верхней бобышкой поворотного кулака и бобышкой балки или заменяя упорный подшипник при уменьшении глубины смазочных канавок средней металлокерамической шайбы упорного подшипника до 0,5 мм. Перед установкой новый подшипник смазывают консистентной смазкой 1 – 13.
Если внутреннее кольцо наружного подшипника на шейке поворотного кулака посажено туго, то для снятия ступицы используют съёмник. Затем расшплинтовывают и отворачивают гайки крепления щитов передних колёс к фланцам поворотных кулаков, выбивают болты из отверстий, снимают маслоотражатель, щиты в сборе с колодками и тормозными цилиндрами и закрепляют щиты на раме. Снимают верхние крышки и прокладки шкворней, отвёртывают гайки стопорных штифтов шкворней и выбивают штифты молотком с медным бойком. Затем устанавливают на поворотные кулаки приспособление и выпрессовывают шкворни из балки передней оси вместе с заглушками.
После установки нового упорного подшипника со штампованным колпаком, приподнимают поворотную цапфу так, чтобы плотно зажать подшипник между нижней бобышкой поворотного кулака и бобышкой балки, и щупом измеряют зазор между верхней бобышкой поворотного кулака и бобышкой балки. Если величина зазора превышает 0,15 мм, в этом месте устанавливают стальную прокладку.
Если износ шкворня превышает 0,20 мм и шкворень уже поворачивали на 900, после выпрессовки шкворня выполняют следующие работы. Снимают с балки передней оси поворотные кулаки с упорными подшипниками. Устанавливают поворотный кулак на подставку пресса и выпрессовывают втулки. Тщательно промывают поворотный кулак и прочищают отверстия для смазки. Устанавливают поворотный кулак на пресс и запрессовывают новые втулки шкворня в верхнюю и нижнюю бобышки. При запрессовке обращают внимание на то, чтобы отверстия во втулках совпадали с отверстиями в бобышках кулака и чтобы открытые концы смазочных канавок втулок были обращены вверх. Устанавливают поворотный кулак в тиски и развёртывают одновременно обе новые втулки шкворня за один проход до диаметра 30+004мм.
Если наружная поверхность втулки сальника ступицы переднего колеса изношена до размера менее 64,75мм, её разрубают, снимают с поворотного кулака, смазывают шейку поворотного кулака под втулку сальника тонким слоем герметизатора и напрессовывают новую втулку до упора.
Замена шкворней зил 130
РЕГУЛИРОВКА ПОДШИПНИКОВ ШКВОРНЕЙ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131
При регулировке предварительного натяга подшипников передних колес автомобиля необходимо также проверить и при необходимости отрегулировать предварительный натяг подшипников 5 ж 14 (см. рис. 45) шкворней 4 и 17 поворотных цапф.
Необходимость регулировки подшипников можно проверить без снятия переднего ведущего моста с автомобиля. Для этого
нужно поднять передний мост и установить его на козлы, вывернуть пробку в нижней крышке 16 корпуса поворотной цапфы и установить на крышке индикатор, направив его ножку в торец шкворня. Пользуясь домкратом или рычагом, следует сместить кверху корпус поворотной цапфы, при этом, если имеется осевой зазор, то движение стрелки индикатора покажет наличие осевого перемещения в подшипниках.
Перед регулировочными работами следует дополнительно выполнить операции кроме тех, которые были проведены при регулировке подшипников колес. Сначала надо отъединить от по-
воротных рычагов продольную и поперечную рулевые тяги, затем отъединить шланг подвода воздуха к шине и снять колесо. Отвернуть полностью гайку 32 крепления подшипника, снять ступицу 35 колеса в сборе с тормозным барабаном и снять тормозные колодки 22. Разъединить и снять регулировочный рычаг 6. Отъединить угловой штуцер от опорного диска и вывернуть его основание из головки 37 подвода воздуха. Снять опорный диск 20 и разжимный кулак 40. Снять цапфу 36 и вынуть полуось II в сборе с полуосью 29 и головкой 37 подвода воздуха, а также снять все сальники, которые могут мешать. Одновременно следует проверить состояние сальников 9, 10 и 23, а также продугь сжатым воздухом канал 31 подвода воздуха в шину.
Для устранения осевого зазора подшипников шкворней поворотных цапф надо затянуть до отказа гайки 1 и 15 крепления верхней крышки 3 с рычагом 8 и нижней крышки 16 подшипни-
ков. Затем динамометром, крючок которого вставляют в отверстие рычага рулевой трапеции (рис. 46), определяют крутящий момент, необходимый для поворота цапфы из одного крайнего положения в другое. Если крутящий момент окажется в пределе 0,5—0,6 кГм, что будет соответствовать усилию 2,0—2,4 кГ, то регулировка подшипников не требуется, при этом подшипники должны быть смазаны смазкой. Если необходимый крутящий момент выходит из указанных пределов, надо изменить толщину набора регулировочных прокладок 7 я 13 (см. рис. 45) в большую или меньшую сторону. При слабой затяжке подшипников уменьшают на одинаковую величину набор верхних и нижних регулировочных прокладок 7 и 13, а при сильной — увеличивают.
Набор регулировочных прокладок под крышками для обеспечения соосности поворотной цапфы и шаровой опоры 12 должен быть одинаковым или, в крайнем случае, отличаться не более чем на одну прокладку толщиной 0,05 мм. Осевой зазор подшипников не допускается.
При устранении осевого зазора, возникшего в результате износа подшипников, рекомендуется удалять необходимое количество регулировочных прокладок 13 из-под нижней крышки, так как нижний подшипник обычно больше изнашивается. Если при разборке узла выяснилось, что износ подшипников приблизительно одинаков, нужно удалить одинаковое количество прокладок из-под верхней и нижней крышек. При сильном износе нижнего подшипника шкворня рекомендуется поменять подшипники местами; в этом случае прокладки должны быть удалены из-под верхней крышки.
При установке новых подшипников необходимо сначала замерить их монтажную высоту (от опорного торца наружного кольца до опорного торца внутреннего кольца). Общая толщина набора прокладок, установленных со стороны большего по высоте подшипника, должна быть больше на величину разности в монтажных высотах подшипников. Несоблюдение приведенных правил установки регулировочных прокладок приводит к потере соосности корпуса поворотной цапфы и шаровой опоры.
При регулировке предварительного натяга для новых подшипников в каждый из наборов прокладок должно быть включено не менее десяти прокладок толщиной 0,1 мм. При этом две прокладки толщиной 0,05 мм и одна прокладка толщиной 0,1 мм должны быть установлены в наборе прокладок со стороны корпуса полуоси 29, а остальные тонкие прокладки со стороны крышек. Это дает возможность получить плотное (негерметичное) соединение.
В процессе регулировки предварительного натяга подшипников необходимо повертывать корпус поворотной цапфы в одну и другую сторону, чтобы ролики подшипников шкворней заняли
правильное положение между внутренними и наружными кольцами.
Закончив регулировку подшипников шкворней, надо собрать узел в последовательности, обратной разборке и закрепить детали узла болтами и гайками. При этом под гайки должны быть подложены пружинные шайбы, а на шпильки надеты разрезные конусы 2.
Рис. 46. Способ проверки предварительного натяга подшипников шкворня переднего моста автомобиля ЗИЛ-131